Олег Комаров: «Бизнес и чиновники - проблемы копятся снова»

Ликвидация противостояния чиновников и бизнеса, а также решение проблемы тотального кадрового голода в промышленности – актуальные задачи российской экономики на ближайшие годы. В этом убежден представитель «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ.

- Последние новости с фронтов отношений бизнеса и бюрократии, как и всегда, не сильно радуют. Высокие чиновники, управляющие экономикой страны, пребывают в своем особом мире. Так, министр финансов РФ Антон Силуанов призывает нас поменьше смотреть на курс доллара. Как я понимаю, мы уже стали сами в России выпускать всю необходимую стране и рынку продукцию, а не закупать ее в других странах?

В таком случае, действительно, и зачем нам этот пресловутый и волатильный курс $? А то, что население в октябре 2023 года нарастило объем покупок иностранной валюты втрое — до 120,9 млрд рублей по сравнению с 40,7 млрд рублей в сентябре – это, видимо, стоит рассматривать не как угрожающую тенденцию, а как досадное недоразумение?

Тем более тот же самый оптимист-министр уверил нас, что в уходящем году рост экономики РФ составит целых 2,8% (что для страны в сложных геополитических условиях, конечно, похвально и удивительно!) и это «полностью компенсирует прошлогоднее сокращение темпов экономического роста». А еще нас уверили, что приоритет государства – это концентрация ресурсов для прорывного технологического развития экономики и повышения уровня жизни всех россиян. Золотые слова, ничего не скажешь! Вот бы всё это случилось на самом деле …

На фоне почти тотального повышения цен и тарифов как можно продолжать «разговоры разговаривать» о повышении уровня жизни, когда чуть не половина населения жалуется, что семьям не хватает денег от зарплаты до зарплаты? Так что слова словами, а продолжение курса на обнищание большинства граждан, на не слишком рыночные действия по отношению к бизнесу, на мой взгляд, налицо. Вот, например, на днях депутаты ГД РФ рассмотрели во втором, ключевом чтении законопроект об ужесточении наказания за не рыночные цены во внешнеторговых сделках до 100% от недоимки. Учитывая длительность налоговых проверок и пени за этот период, реальная сумма, которую заплатит бизнес за нарушения, может быть в разы больше– так говорят теперь эксперты.

И вот здесь у меня лично вопрос – а кто лично и по каким критериям будет определять «рыночность – не рыночность» цен? Может, тряхнуть стариной, да и создать для этого госкомитет по ценам, как во времена СССР? Вот уж тогда точно заживем и все цены станут единственно верными и правильными, как партийный курс.

Тут же на подходе еще одна интересная новость о том, что стараниями федерального профсоюзного органа в РФ хотят снять ограничения на проверки бизнеса, наложенные еще во времена коронавирусной эпидемии. Стало известно, что Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) направила в правительство письмо на данную тему. Хотя, положа руку на сердце, я думаю, что профсоюзами просто прикрываются те лоббистские силы от сплоченного братства «проверяльщиков», которых на время оттащили от сытной кормушки подношений. Они, наверное, горько переживали все это время, подсчитывали недополученную коррупционную прибыль (ибо какая же у нас проверка без коррупции?).

В документе, направленном в правительство РФ за подписью главы ФНПР Михаила Шмакова, содержится предложение о частичной отмене моратория на проверки бизнеса, введенного постановлением правительства РФ в марте 2022-го года. Согласно мораторию, проведение плановых проверок бизнеса допускается только в отношении закрытого перечня объектов. И то это возможно лишь в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. Даже проведение внеплановых контрольных мероприятий разрешено лишь в исключительных случаях.

И чем же сегодня вдруг эта ситуация с укрощением излишнего проверяльческого зуда, о чем мы годами говорим, оказалась плоха? Странно то, что профсоюзы (ФНПР) призванные, по идее, отстаивать права трудящихся (в том числе, и в бизнесе) хотят создать новыми излишними проверками проблемы для этих миллионов трудящихся в РФ. Хотя в самих профсоюзах считают иначе и выдвигают по-своему обоснованную позицию.

Согласно ей, «мораторий на проверки бизнеса привел к тому, что проверочная деятельность Роструда и инспекций по труду оказалось фактически заблокированной…запрет на проверки подрывает возможности эффективной защиты трудовых прав работников и может привести к угрозе жизни и здоровью людей, а также к социально-политическим проблемам». Довольно сомнительная аргументация. Ведь многолетняя практика показывает, как трудно уличить довольно малоэффективную ФНПР и многочисленных проверяющих в особом стремлении «защитить права трудящихся».

Есть и еще аргумент, дескать, «мораторий на проверки негативно сказывается, в том числе на выявлении случаев подмены трудовых отношений гражданско-правовыми». Здесь тоже не совсем ясна озабоченность боссов профсоюзов, усмотревших в этой подмене нечто негативное. Заботятся о том, чтобы всех «оформляли по трудовой книжке ради будущей пенсии»? Но при договорах ГПХ платятся те же налоги, идущие на ту же пенсию. И потом: а где была наша «добрая защитница» ФПНР, когда у миллионов россиян отнимали пяток пенсионных лет в рамках так называемой и очень сомнительной «пенсионной реформы» 2018-го года?

В общем-то, никто не против восстановить в полной мере федеральный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства. Но уж явно это надо делать не традиционными методами фронтальных и непрерывных проверок, нередко ломающих, а то и убивающих бизнес на корню. Вообще противостояние чиновников с их узкокорпоративными интересами и интересов бизнеса, который призван работать на удовлетворение потребностей всего общества – это противостояние должно быть если не ликвидировано совсем, то сильно смягчено в России. Иначе мы каши не сварим.

Есть и еще один актуальный экономический вопрос последнего времени, уже совсем наболевший – о наших трудовых резервах для развития бизнеса и всей экономики РФ. Есть данные, что с начала 2023 года в промышленности была самая низкая обеспеченность кадрами за последние 25 лет. Еще в середине текущего года о нехватке персонала сообщали 60% предприятий. И тут возникает важный вопрос: а не фатальные ли, не многолетние ли просчеты наших управленцев в стратегическом планировании кадровой политики, в социальной политике привели страну к кадровому голоду? Не эти ли просчеты в итоге привели к тому, что даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме, заявляет: «Безработица в 3%, а в некоторых регионах и того меньше — это означает, что в экономике практически не осталось рабочих рук, ситуация с кадрами действительно очень острая».

И не одна эта чиновница видит, что особенно сложно сегодня кадровые дела обстоят в тех отраслях, которые перешагнули докризисный уровень — это машиностроение, химическая промышленность. И, добавлю, наверняка это и весь наш ВПК.

То есть, мы пришли к печальной аксиоме: на сегодня в России задействованы все имеющиеся трудовые ресурсы. И для дальнейшего роста экономики нужно либо каким-то образом стимулировать повышение производительности труда (например, это сознательное или законодательное уменьшение доходов работодателей в пользу повышения оплаты труда работников) или дальнейший завоз в страну миллионов трудовых мигрантов с иной культурой и ментальностью, что может осложнить криминальную и социальную обстановку в населенных пунктах России. Это точно в стратегическом плане для нас не выход, а лишь усугубление проблем.

Даже в этом вопросе по кадрам мы видим, по сути, все то же противостояние чиновников и бизнеса. Социально и политически ответственным предпринимателям, в том числе и некрупным, важно не просто нанять любого человека с улицы – ему важно иметь на рабочем месте грамотного, хорошо обученного профессионала, а не гастарбайтера. Но, видимо, чиновникам, как не раз об этом писали СМИ, выгодно заводить «тоннами» бесправных работяг, с которых можно драть мзду, которых удобно запугивать – а там хоть трава не расти. Поэтому у нас и начались опасные «кадровые голодовки» в стране – те самые, которые не дадут развиваться экономике, со всеми вытекающими из этого печальными социальными последствиями.

Олег Комаров, доктор экономических наук