В 2024 году в России в первую очередь необходимо снизить два главных голода - инвестиционно-финансовый и кадровый, считает представитель «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ.
- Первые месяцы 2024-го года проходят в нашей стране в политическом поле президентской избирательной кампании. И это накладывает, конечно, отпечаток и на экономические дела, и на социальное самочувствие населения. Завершившийся в Москве очередной съезд «Партии дела» поддержал действующего президента РФ в основных его стремлениях. При всем этом на форуме было предложено усилить экономическую политику, для чего федеральное правительство может использовать наши партийные практические многолетние наработки в экономической сфере.
Действительно, сегодня уже мало у кого вызывает сомнения наш главный тезис: стране нужна программа новой индустриализации и новое правительство, которое стало бы «правительством рывка». Ведь есть и довольно ясные, эффективные рецепты для совершения этого рывка, о котором и наш глава государства говорит уже не первый год. Это, в первую очередь, отказ от неолиберального экономического курса. Это государственный протекционизм в отношении современных секторов экономики и стимуляция не сырьевого производства.
Но на каком же социально-экономическом фоне страна может сегодня начать подход к этой тяжелой, но вполне реальной экономической «штанге»? Чем мы можем ответить на вызов времени? Если верить нашему главному статистическому ведомству, то ВВП страны в 2023 году вырос на 3,6% и достиг 171 триллиона рублей. На фоне падения или слабейшего роста ВВП в предшествующие годы – это просто отличный показатель, говорящий нам о том, что экономика страны начала оправляться от шоков этого десятилетия начиная с ковидной эпопеи и заканчивая тотальными санкциями.
Но есть и иные данные. Если смотреть реальности в лицо, то потребительская инфляция, в секторе ВВП «личное потребление» (розничная торговля и потребительские услуги) в 2023 году составила не менее 20%, мы все это видим по широкой линейке роста цен на товары и услуги. Правда, согласно Росстату, инфляция составила всего-навсего 7,5%. Но там ведь как считают? Если стоимость тех же яиц выросла на 80-100%, а цена мехов и бриллиантов, например, упала на 10%, то вот вам и средняя температура по больнице. Но мы, бизнесмены, знаем реальность: основная часть населения, чьи доходы почти не выросли, вынуждена была сократить потребление, поскольку денег у людей больше не стало при серьезном росте цен.
Поэтому, конечно, для рывка надо в первую очередь нарастить доходы основной массы работающих людей. Это можно сделать и за счет умной налоговой реформы, о которой я недавно подробно писал, и за счет реформы трудовых отношений, и ряда давно известных административных и экономических мер.
Нам надо, что называется, ловить волну! Ведь даже скептически настроенные к нам западные эксперты - и те удивляются сегодня стабильности российской экономики. Они даже повысили прогноз роста ВВП РФ до 2,6% в 2024 году и 1,1% в 2025 году. Но нам быть оптимистами, увы, рано: думаю, что и население, и бизнес вряд ли почувствуют себя лучше от этого. Да, после введения драконовских санкций мы нашли многие альтернативные каналы поставок. Мы начали развивать и стимулировать собственное производство. Но экономике, бизнесу и простому российскому потребителю элементарно не хватает денег для развития.
Один только показатель: суммарная задолженность россиян по микрокредитам на конец сентября 2023 года достигла 350 миллиардов рублей, а текущее число заемщиков в стране – уже более 20 миллионов человек. Может ли человек, только и думающий про выплату долгов, размышлять о подъеме своего бизнеса, росте экономики в стране и прочих «высоких материях»? Бедное население и нищающий бизнес – очень плохая основа для рывка в экономике.
Эксперты говорят сегодня, что в целом «личное потребление» (компонент ВВП) в РФ в 2023 году в неизменных ценах упало не меньше чем на 12%. Очевидно, что и в инвестиционном сфере РФ (сектор «инвестиции в основные фонды» ВВП) инфляция в 2023 году составила 15-20%. Посмотрим, например, как сильно подскочили цены на строящиеся квартиры. Скептики вообще говорят сегодня, что инфляция ВВП РФ в 2023 году составила не менее 17% или выше. При росте номинального ВВП на 11,4% это означает падение реального ВВП на 5-6%.
Кстати говоря, почему ключевая ставка ЦБ РФ поднялась в прошлом году именно до 16%? А ларчик просто открывался – потому что именно такова реальная инфляция в стране, и ставка рефинансирования кредитов здесь самый чуткий и правдивый индикатор! Мой однопартиец, известный публицист Максим Калашников поделился свежей информацией о том, что в высших сферах хотят, наконец, проверить деятельность ЦБ РФ «на предмет соответствия интересам национальной безопасности». Ну и, вроде бы, какие-то махинации там, недостачи на миллиарды вскрываются.
Так это или нет насчет проверок и недостач, но монетарная политика финансового сектора управления давно уже, что не секрет, вызывает серьезные нарекания и у бизнеса (ему не дают развиваться, лишая инвестиция и недорогих кредитов), и у населения, которое тоже зажато сегодня в тиски дорогого и почти недоступного кредитования.
А что творится в регионах страны? Их долги выросли за прошлый год на 14% — до 3,2 трлн. рублей (в 2022 году совокупный долг субъектов составлял 2,79 трлн. рублей). Это данные федерального минфина, которые ясно говорят: наши города и небольшие поселения задыхаются от отсутствия средств на ремонты гнилого ЖКХ, на строительство недорогого социального жилья, дорог и иной инфраструктуры.
О каком рывке тут можно мечтать в таких условиях дефицита денег, о каких перспективах? Госдолг, например, Нижегородской области только за год вырос на 22,3 млрд рублей, немногим лучше ситуация в нашей Саратовской области и многих иных субъектах федерации.
Не сильно хорошо и на внешнеэкономическом направлении. Понятно, что у нас растут проблемы с российским экспортом, во многим – за счет ужесточения санкционной политики США в отношении российской нефтяной логистики. В итоге - падение цен на основные российские экспортные товары, в первую очередь нефть и газ. А ничем иным мы наполнять наш бюджет пока не научились, и если так дальше и пойдет, то регионам в обозримом будущем даже нечем будет кредитоваться в федеральном центре. И как тогда быть, как выживать?
Тут невольно прислушаешься к скептикам, которые предупреждают: этот год будет для России очень тяжелым в экономическом плане. Нам, мол, выстоять бы, какие уж рывки… Но лично я оптимист и уверен, что трудности мы преодолеем, как делали это и раньше. И, хорошо, что в целом по России тяжелую промышленность, производство мы наращиваем, как можем. И пусть все это делается хотя бы и по известным геополитическим обстоятельствам.
Но вот как быть с нехваткой рабочих рук? Ведь только в январе наступившего года на недостаток квалифицированных кадров пожаловались 47% руководителей промышленных предприятий России. Я уже отмечал, что кадровый голод предопределила ошибочная ставка в экономике на сырьевые отрасли, приток в страну низкоквалифицированных рабочих, низкие заработные платы в главных производственных отраслях.
Это надо срочно менять и два главных голода в РФ (инвестиционно-финансовый и кадровый) нам надо в 2024-м году снизить, если уж не совсем ликвидировать. Иначе перспективы, действительно, у страны будут очень туманными, а этого Россия позволить себе уже не может.
Олег Комаров, доктор экономических наук